ПУТЕШЕСТВИЕ С КОМФОРТОМ

Большинство автомобилей такси оборудовано дизельным двигателем, и люди постарше помнят, как в такси их тут же начинало «трясти» из-за вибрации кузова.
Но теперь даже форсированные турбодизели лишены этого недостатка. И за это мы должны быть благодарны ZF Sachs и ее двухмассовым маховикам (Dual-Mass Flywheels – DMF).
ZF Sachs – это производственный филиал немецкой компании ZF, специализирующейся на разработке приводных технологий и технологий шасси. Производство DMF было начато в 1999 году. «На сегодняшний день мы вторые в мире», – говорит Мориц Нодинг, менеджер отдела корпоративных коммуникаций. «Спустя год после начала производства мы дополнительно приняли на работу 40 рабочих», – вступает в разговор Эрнст Мюллер, руководитель производства DMF.
Когда частота вращения вала двигателя совпадает с собственной частотой трансмиссии, возникает эффект резонанса. Это приводит к возникновению шума в трансмиссии и вибрации кузова. Большинство муфт сцепления снабжено демпфером, эффективности которого явно недостаточно. DMF, выпускаемые компанией ZF Sachs, устанавливаются в трансмиссии между двигателем и муфтой сцепления и состоят из двух маховиков, взаимодействующих друг с другом через систему различно жестких пружин в комбинации с ползунами из эластичного материала, что позволяет маховику очень гибко реагировать на различные условия движения.

Это улучшает комфорт и безопасность автомобиля и даже способствует снижению расхода топлива.
В настоящее время ZF Sachs, базирующаяся в г. Швайнфурт (Германия), ежегодно производит 1,9 млн. штук DMF на специально построенном заводе.

«Мы трижды расширяли здания цехов с тех пор, как запустили производство пять лет назад, – говорит Эрнст Мюллер. – Сейчас здесь работает 300 человек».
ZF Sachs выпускает около 60 различных типов DMF для 60 моделей автомобилей разных производителей.

Хотя этот продукт специально разрабатывался для турбодизельных двигателей, сейчас он с успехом используется и в автомобилях с мощными бензиновыми двигателями и даже в автомобилях среднего класса. Существуют также версии, которые особенно популярны у производителей автобусов дальнего следования, поскольку повышают комфорт пассажиров. Большая часть продукции  поставляется немецким и европейским автопроизводителям, однако Sachs DMF можно встретить и в автомобилях американского, австралийского и южнокорейского производства.
Все производство состоит из восьми производственных участков, четыре из которых используются для производства компонентов, и еще четыре – для сборки готовых изделий. Две линии обычно выделяются для производства изделий для конкретных автопроизводителей, однако все они, равно как и рабочие, могут быть задействованы для производства любых модификаций изделия. «Это позволяет нам гибко реагировать на изменение потребностей клиентов, – говорит Мюллер. – Кроме того, такая система обеспечивает возможность ежечасного перемещения рабочих с одной операции на другую с тем, чтобы разнообразить монотонный физический труд».

Компоненты поступают в виде литых или штампованных заготовок, в которых станки-роботы за один проход высверливают, протачивают и нарезают отверстия. Контроль всех операций осуществляется с помощью камер наблюдения. Рабочие лишь выполняют операции по загрузке машин и контролируют качество завершенных операций с тем, чтобы мгновенно остановить линию в случае возникновения брака.

 

«DMF – это один из наших самых инновационных продуктов и один из элементов нашей инновационной стратегии, реализация которой позволяет нам сохранять производство в Германии», – говорит Нодинг. По его словам, ключевой компетенцией компании являются специальные муфты сцепления и узлы подвески. Стандартные муфты сцепления и амортизаторы практически полностью превратились в расхожий товар, который может производиться где угодно. Производство некоторых наименее сложных видов продукции ZF Sachs перевела в другие страны, при этом компания настолько уверена в своем инновационном потенциале, что заключила договор с профсоюзами, гарантирующий отсутствие увольнений как минимум до 2010 года.
Во второй области своей компетенции – узлах подвески – ZF Sachs приходится всецело полагаться на собственный опыт и ноу-хау, поскольку в основе всех инноваций в этой области лежит использование электронных систем, как например, системы постоянного контроля демпфирования (Continuous Damping Control – CDC), обеспечивающей более плавный ход автомобиля. Установленные в амортизаторахдатчики передают данные о параметрах условий движения, в зависимости от которых система выбирает параметры демпфирования подвески.
Еще одно направление деятельности ZF – разработка сетевых устройств, объединяющих различные узлы автомобиля в единую электронную сеть, что обеспечивает более слаженную работу различных систем автомобиля, например, системы подвески и тормозной системы.
Одна из сфер, масштаб которой пока невелик, но, по словам Нодинга, будет расширяться, – это гибридные технологии. «Мы начали производство электродвигателей задолго до того, как это стало модным. И сегодня, когда эта тема вызывает всеобщий интерес, мы начинаем пожинать плоды наших долгосрочных инвестиций».
ZF настолько верит в успех гибридных технологий, что начала «масштабное наступление», разместив объявления в СМИ о приеме на работу 250 инженеров, которые будут задействованы в этой области. Из-за дефицита инженеров в Германии многие вакансии заполнят заграничные специалисты. И хотя Швайнфурт далеко не самый престижный город для проживания, согласно данным исследования, проведенного институтом Swiss Prognos, с точки зрения экономики он является самым динамично развивающимся городом Германии. Это не удивительно, ведь здесь находятся центры производства таких компаний, как ZF Sachs (и SKF).

Из конкурентов в клиенты SKF
В 1895 году Эрнст Закс и Карл Фихтель основали компанию Schweinfurter Präcision¬s-Kugellagerwerke Fichtel & Sachs, которая производила шариковые подшипники и велосипедные ступичные узлы. В начале ХХ-го века компания Fichtel & Sachs (сегодняшняя ZF Sachs) стала одним из крупнейших конкурентов SKF на немецком рынке.
Все круто изменилось в 1929 году, когда SKF купила подшипниковые заводы Fichtel & Sachs, расположенные в г. Швайнфурт. Сегодня Fichtel & Sachs из производителя подшипников и конкурента превратилась в клиента SKF.
В 1929 году SKF продолжила серию поглощений немецких компаний. Так, были приобретены компании Fries & Höpflin¬ger DWF Riebe и Rheinlan¬d, которые затем были слиты в новую компанию Verein¬igte Kugellagerfabriken¬ AG (VKF) с численностью персонала 9 000 чел. В 1953 году VKF стала SKF. С момента образования VKF основатель Fichtel & Sachs Эрнст Закс входил в состав членов совета директоров VKF.
В 1930-е годы немецкая дочерняя компания SKF имела больший по численности рабочий штат и более высокие производственные показатели, чем завод SKF в Гётеборге. Тот факт, что филиалы SKF, находящиеся за пределами Швеции, имели более высокие показатели роста, чем ее родное предприятие, во многом объясняется этой экспансией в Германию.
Сегодня SKF по-прежнему в числе партнеров ZF Sachs. Подшипники подвески – это одно из решений, которое ZF Sachs закупает у SKF.