История отечественной спутниковой системы – ГЛОНАСС

Современный мир насыщен информационными технологиями. Среди них весомую долю занимают спутниковые системы отслеживания и маршрутизации, которые у многих ассоциируются с аббревиатурой латинских букв GPS. Однако до недавнего времени мало кто знал, что существует отечественный вариант американской системы спутниковой сети, позволяющей осуществлять контроль транспорта – ГЛОНАСС.
Отечественные ученые начали разрабатывать программу спутниковой навигации задолго до американских коллег. По некоторым сведениям, подобная работа велась еще до запуска первого искусственного спутника Земли. Тем не менее, официальное начало системе ГЛОНАСС было положено в 1976 году. Сам проект являлся развитием ранее существовавшей советской системы спутниковой навигации Циклон, которая начиналась с запуска двух спутников — «Космос 192» и «Космос 200». После появления ГЛОНАСС, система Циклон была принята на вооружение в составе 6 приполярных приёмников. Первые официальные испытания начали только в 1982 году с запуском спутника Ураган и двух его массогабаритных макетов.
Далее, с каждым запуском на орбиту выпускали по два спутника и одному макету. Разработанная и зарожденная в СССР система спутниковой навигации была принята в эксплуатацию уже в Российской Федерации в 1993 году. К этому времени на орбитах одновременно находилось 12 спутников. Свое полноценное штатное оснащение группировка спутников получила только в 1995 году, после того как количество орбитальных радиоприемников достигло показателя 24 штук. Взлет отечественных технологий в сфере спутниковой навигации быстро обернулся в падение. Недостача финансирования привела к тому, что к 2001 отечественная система слежения за автомобилем сократила свой штат спутников до 6 штук. К полноценной эксплуатации она была подготовлена только к началу 2009 года. Таким образом, можно смело говорить, что отечественная система спутникового контроля реализовалась только в 2009 году. С выходом в свет общественного использования ГЛОНАСС, власти стали вводить в жизнь отечественных граждан многочисленные государственные программы. К примеру, в 2009 году системой спутникового контроля было оборудовано 250 автобусов города Сочи.
В этом же году был заключен договор с Украинскими коллегами. В договоре оговаривалось использование системы ГЛОНАСС двумя странами совместно, взамен Россия получала возможность коррекции координат своих спутников при помощи украинских станций. Завершение развертывания спутниковой системы было прогнозировано Российским президентом на 2010 год. К 30 марта количество спутников нового поколения, которые должны были полностью заменить старые, менее точные системы, достигло 21. В начале осени это число было поднято до 26, что позволило не только достичь уровня GPS, а и превзойти его по точности.
Принципиально и функционально американские и отечественные системы очень похожи. Благодаря спутниковой сети можно не только следить за пространственным положением и передвижением транспорта. Дополнительно допустима передача информация об общем состоянии машины в центр управления, что крайне важно для работы общественного транспорта. Таким образом, оператор может осуществлять мониторинг расхода топлива, местоположения и маршрута движения, а водитель с легкостью рассчитает наиболее удобный и правильный путь следования по маршруту. Отечественные разработки стремятся оттеснить западные системы навигации, предлагая потребителю спутниковую сеть, ориентированную на территорию нашего государства.
Возможно, именно поэтому в настоящее время появилось так много двойных систем приема спутникового сигнала, объединяющих в себе GPS и ГЛОНАСС. Подобная технология позволяет существенно поднять надежность обеих систем.