GasSuf: переходить ли на газ?

Выставка GasSuf в Москве с 13 по 15 октября демонстрирует достижения в сфере применения газомоторного топлива.

13-я Международная выставка газобаллонного, газозаправочного оборудования и техники на газомоторном топливе GasSuf проводится в Москве на ВДНХ в павильоне № 75. Это – единственная в стране международная выставка такой аппаратуры и техники, причём год от года растут площадь экспозиции и количество посетителей.

Сегодня оборудовать для использования газа можно как легковой автомобиль, так и грузовик или автобус: относительно несложно и подобрать оборудование, и найти фирму, которая его установит. Главная проблема в другом: где такую машину заправлять? На всю Россию сегодня действуют 253 метановых заправочных станции, и новые строятся очень медленно. А если с приобретением топлива будут проблемы, стоит ли тратить средства на переоборудование машины, которые окупятся неизвестно когда? Причём получается замкнутый круг: пока автомобилей, работающих на газомоторном топливе, немного, газовые заправочные станции открывать невыгодно.

Многие участники выставки высказывают по этому поводу одно и то же простое соображение: если в продаже появятся автомобили, уже на конвейере оборудованные газобалонным оборудованием, порочный круг удастся разорвать. Ведь тогда такая техника гораздо быстрее станет массовой, спрос на газ резко возрастёт, а значит, газовые заправки начнут открываться быстрее. Правда, есть нюанс: газовые или битопливные (газ плюс бензин или газ плюс дизтопливо) модификации тех же автомобилей будут всё равно стоить дороже, чем обычные. Вопрос в том, насколько именно, и будут ли их покупателям предоставляться субсидии, хотя бы частично покрывающие эту разницу. На основе этого, а также исходя из ситуации с газовыми заправками в регионе, в котором будет преимущественно эксплуатироваться техника, каждый покупатель будет решать, нужен ли ему автомобиль с возможностью работы на газе.

Пища для размышлений есть: образцы коммерческих автомобилей, которые будут оснащаться всем необходимым для работы на газомоторном топливе уже на заводе, представили на выставке сразу несколько производителей. Например, на стенде АВТОВАЗа демонстрировался автомобиль Lada Largus CNG (эта английская аббревиатура расшифровывается, как compressed natural gas, то есть сжатый природный газ, СПГ). С виду это самый обыкновенный Largus. Но самое интересное, как обычно, находится внутри. Чуть ли не половину длины багажника занимает внушительных размеров газовый баллон из композитных материалов. Но если у выставленного рядом автомобиля Lada Vesta CNG так называемый евроштуцер для заправки газом расположен непосредственно рядом с заливной горловиной бензобака под общей крышкой, то Largus в аналогичном месте заправочного устройства почему-то не имеет. Дальнейшее исследование показало, что оно находится в моторном отсеке. То есть для заправки машины газом придётся каждый раз открывать капот: мягко говоря, не очень-то удобно! Как объяснили стендисты, всё дело в том, что кузов автомобиля Largus выпускается по лицензии Renault и соответствует стандартам этой фирмы, а вносить в них изменения по своему усмотрению АВТОВАЗ не может (в случае с Lada Vesta подобных затруднений не было, поэтому там и разместили штуцер в удобном месте).

Предполагается, что Largus, работающий как на метане, так и на бензине, будет стоить дороже на 90-100 тыс. руб., чем обычный бензиновый (который стоит сегодня от 496 до 593,2 тыс. руб., в зависимости от комплектации). Но при работе на газе производитель обещает трехкратное снижение затрат на топливо. Если газ в баллоне закончится прямо в процессе езды, единый электронный блок, который управляет всеми форсунками двигателя (и газовыми, и бензиновыми) автоматически переведет питание на бензин. Возможно и ручное переключение. Информация о том, сколько осталось газа, выводится на штатный указатель уровня топлива, а специальный индикатор показывает, какой вид топлива используется в данный момент. На одной полной заправке и бензином, и газом машина должна проехать 900-1000 км. Объем газа, закачиваемого в 90-литровый баллон автомобиля Largus под давлением 20 МПа, составляет 18 м³, а расход газа при смешанном цикле – 6,4 м³ у 8-клапанного двигателя и 5,8 м³ у 16-клапанного. То есть на одной заправке газом можно будет проехать около 300 км. Первые 300 экземпляров автомобиля Largus CNG должны быть выпущены в этом году.

Группа ГАЗ представила на выставке две новинки. Первая – ГАЗель NEXT CNG. Это битопливный автомобиль, который, по расчетам производителей, должен позволить покупателю экономить на топливе от 150 тыс. руб. в год. В средней части машины установлена привычная «гирлянда» из четырех стандартных 50-литровых баллонов, расположенных горизонтально, поперек автомобиля. Общий запас хода на одной полной заправке обеими видами топлива должен составить 700 км, из них 300 км – на газе. На выставке автомобиль представили с кузовом, предназначенным для передвижной розничной торговли.

Рядом был выставлен и чисто газовый грузовик: ГАЗон NEXT CNG c двигателем ЯМЗ-534 CNG рабочим объемом 4,45 л и мощностью 148,8 л.с. На нем установлены уже 7 стандартных баллонов: 4 в привычном месте поперечно, и еще 3 – продольно, между задними колесами. Одной заправки должно хватить на 370 км хода. На выставке был представлен ГАЗон NEXT CNG в варианте мусоровоза, что неудивительно, поскольку субсидии покупателям машин, работающих на газе, распространяются в первую очередь на коммунальную технику. Ожидается, что ГАЗель NEXT CNG и ГАЗон NEXT CNG начнут выпускаться серийно с лета 2016 года. Между тем автомобиль ГАЗель БИЗНЕС CNG (битопливный, с четырьмя баллонами) можно приобрести уже сейчас. Бортовой грузовик этой модели с двигателем УМЗ стоит 840 тыс. руб., что всего на 75 тыс. дороже аналогичной, но чисто бензиновой версии. Правда, по словам стендистов ГАЗа, для ГАЗели NEXT разница в цене между битопливным и бензиновым автомобилем будет более существенной, поскольку там используется турбированный двигатель.

КАМАЗ представил на выставке тягач KAMAZ-5490 DDF. Это грузовик, соответствующий стандарту Евро-5, оборудованный газодизельной системой Landi Renzo Diesel Dual Fuel, с двигателем Mercedes-Benz мощностью 428 л.с. При работе в газодизельном режиме потребляется до 55% дизельного топлива для воспламенения газовоздушной смеси. Оставшиеся 45% замещает природный газ, при этом мощность и крутящий момент должны сохраняться. По словам стендистов, газодизельный тягач КАМАЗ будет стоить примерно на 600 тыс. руб. дороже такого же тягача, но обычного дизельного (который стоит сегодня около 3,8-4,2 млн. руб.). Но уже через 7-8 месяцев эта разница, по идее, должна окупиться:

– Срок окупаемости зависит от пробега, а пробег у тягачей большой, – сказал корреспонденту портала Transler.ru представитель компании.

Пока KAMAZ-5490 DDF – это опытный образец, который проходит обкатку. Ожидается, что такие автомобили начнут выпускаться серийно в конце 2016 года.

На выставке присутствовал и еще один тягач с возможностью использования газа в качестве топлива: это МАЗ, представленный группой компаний «Ротор». Как пояснили стендисты, МАЗ был показан в качестве примера: их специалисты готовы перевести на газ грузовики самых разных марок. Цена вопроса – около 500-800 тыс. руб. Обычно на тягач устанавливается «гирлянда» из десяти стандартных 50-литровых баллонов (часть из них – в виде вертикальной «стенки» за кабиной).

Представитель ООО «Ротор Инжиниринг», входящего в состав группы компаний «Ротор» и занимающегося комплексным переводом автотранспорта на газ, привел такой пример: недавно они дооборудовали для использования газа КАМАЗ с двигателем Cummins. Практически сразу удалось добиться 70% замещения дизтоплива газом, что, по словам специалиста, не является пределом: в ходе настроек можно добиться и показателя в 85%.

Но выяснилось, что именно МАЗ был представлен на выставке в качестве примера неслучайно: представители ООО «Ротор Инжиниринг» ведут с этим производителем переговоры, результатом которых может стать серийный выпуск МАЗов, оборудованных для работе на газе еще на конвейере.

– У нас в стране очень многие привыкли к МАЗу и охотно брали бы его, но КАМАЗ «выбивает» значительную часть рынка за счет присутствия газовой тематики в линейке. Если все пойдет хорошо, первые МАЗы с возможностью работы на газе начнут сходить с конвейера в конце 2016 года. Причем для этого осталось решить не технические вопросы, а только сертификационные, – сообщил для портала Transler.ru представитель ООО «Ротор Инжиниринг».

2015-10-18

источник: http://transler.ru/news/exhibition/gassuf_perehodit_li_na_gaz.html