Экспериментальная легализация: «самозанятых» перевозчиков обложат новым налогом 

 

 

С 1 января 2019 года в четырех регионах России вводится налог для «самозанятых» граждан. Пока – в порядке эксперимента. После 2020 года налог будет распространен на всю территорию страны и станет обязательным.

 

15-го ноября Государственная Дума приняла в третьем, окончательном, чтении пакет законопроектов, устанавливающих новый налоговый режим для незарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но работающих на себя физических лиц. Специальный режим «Налог на профессиональный доход» пока вводится с 1-го января 2019-го года в качестве эксперимента в четырех субъектах страны и продлится по 31-е декабря 2028-го года. Участие в нем добровольное.

Распространение новации на остальной части России, по словам заместителя председателя Совета Федерации Евгения Бушмина, может произойти не ранее 2020-го года, после проведения общественных слушаний. 

При этом особый режим налогообложения уже не будет считаться экспериментом, а обретет статус отдельной статьи в Налоговом кодексе.

Как пояснил сенатор, данный режим налогообложения для «самозанятых» граждан не может быть ухудшен в течение 10 лет. Он также отметил, что 1,5% из уплаченного налога пойдут в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Остальные средства будут направлены в региональный и федеральный бюджеты. Администрировать налог будет казначейство.

По словам соавтора закона, Председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрея Макарова, слово «самозанятые» следует понимать в самом широком смысле — это «люди, которые сами обеспечивают себя работой», у которых нет работодателя, выплачивающего зарплату и подоходный налог из нее. 

А это значит, что закон коснется и перевозчиков, работающих на себя и не зарегистрированных в качестве ИП.

Есть, однако, и ограничения: воспользоваться возможностью выплачивать налог на профессиональный доход не смогут, например, те, кто привлекают наемных работников или чей годовой доход превышает 2,4 млн. рублей. При этом физические лица, зарегистрированные в качестве ИП и не подпадающие под перечисленные ограничения, также вправе перейти на новый налоговый режим.

Пока «налог для самозанятых» является делом сугубо добровольным и вводится в рамках эксперимента. Эксперимент будет действовать в течение 10 лет, с 1-го января 2019-го года по 31-е декабря 2028-го года, в четырех регионах страны — в Москве, Московской и Калужской областях и в Татарстане. По его результатам уже будет приниматься решение о распространении налогового режима на территорию всей России, а также о том, оставлять ли его добровольным или сделать обязательным…

В нынешнем, одобренном Государственной Думой, виде налог на профессиональный доход предусматривает ставку в 4% в тех случаях, когда доходы получены от оказания услуг физическим лицам, и ставку в 6% при взаимодействии с юридическими лицами. Налоговый период исчисляется одним месяцем. Выплаты необходимо произвести не позднее 25-го числа. Если за месяц в виде налогов начислено менее 100 рублей, эта сумма не взимается, а переносится на следующий налоговый период.

Налог на профессиональный доход — это единственный налог, который будут выплачивать «самозанятые»: они освобождаются от НДФЛ (налога на доходы физических лиц), а НДС с них будет взиматься только при импорте товаров на территорию России (в других случаях НДС применяться не будет). 

При этом взносы в пенсионный фонд являются добровольными, а в Фонд обязательного медицинского страхования будет отчисляться 1,5% от суммы уплаченных налогов.

Тем, кто признал себя «самозанятыми» и согласился уплачивать налог на профессиональный доход, дается, кроме того, право на налоговый вычет в размере не более 10 тыс. рублей.

Чтобы зарегистрироваться в качестве «самозанятого», необходимо подать соответствующее заявление в местный налоговый орган и скачать мобильное приложение ФНС под названием «Мой налог».

Это мобильное приложение, как сообщается, было разработано специально для экспериментального налогового режима и прежде протестировано на 9 тыс. добровольцах. Оно позволяет сформировать фискальный чек об оплате товаров/услуг и до 12-го числа каждого месяца подсчитывает сумму налога и уведомляет о том, сколько необходимо уплатить. Налоговую декларацию при этом никуда подавать не надо — нужно просто перечислить средства на указанный счет.

Те, кто признал себя «самозанятыми», могут впоследствии отказаться от уплаты налога, подав соответствующее заявление в налоговый орган.

За нарушение порядка и сроков формирования фискального чека предусмотрен штраф в размере 20% от суммы расчета. Для тех, кто попался в первый раз. Для тех, кто в течение 6 месяцев был повторно замечен в нарушении, штраф составит уже непосредственно сумму расчета.

Что касается отрасли автомобильных грузоперевозок, то среди перевозчиков значительную часть составляют физические лица. Точные данные, так как этот вид деятельности не лицензируется, никто назвать не может. По самым смелым подсчетам, доля физических лиц может выходить за 50%.

Косвенно о количестве «самозанятых» на рынке автомобильных грузоперевозок можно судить по количеству зарегистрированных на физических лиц грузовых автомобилей (однако только косвенно: кто и как затем использует зарегистрированное транспортное средство, проследить сложно).

По данным маркетингового агентства Russian Automotive Market Research, в 2017-м году в собственности физических лиц находилось 49,7% грузовых автомобилей массой свыше 6 тонн.

В свое время введение платы за проезд по федеральным трассам было, в том числе, частично направлено на то, чтобы вывести «из тени» незарегистрированных перевозчиков: считается, что их присоединение к системе «Платон» должно дать приблизительное представление о количестве на рынке игроков, не уплачивающих налоги, и обязать их уплачивать в казну хоть что-то.

И хотя в течение почти 3 лет перевозчики регистрировались в системе неохотно (так же неохотно, кстати, взимались штрафы и за бесплатный проезд), после того как с 8-го июля этого года функции администратора перешли к Ространснадзору и контроль был ужесточен, ситуация изменилась: штрафы стали приходить даже к тем, кто в системе никогда и не значился, отчего теперь к «Платону» ежемесячно добавляется около 10 тыс. новых пользователей, 60-70% которых — физические лица.

Следующим шагом усиления контроля в отрасли (и за «самозанятыми» перевозчиками особенно) должно стать повсеместное распространение системы автоматического весогабаритного контроля. Оператором системы (более чем вероятно) станет компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» (оператор «Платона»), а ее полноценное развертывание начнется уже со следующего года. Администратором системы при этом думают назначить все тот же Ространснадзор.

Кроме того, депутатами Государственной Думы в «сотрудничестве» с Торгово-промышленной палатой уже подготовлен законопроект, вводящий допуск на рынок автомобильных грузоперевозок. 

Он предусматривает создание специального реестра (только те, кто входят в этот реестр, и смогут заниматься коммерческими перевозками) и не предусматривает включения в реестр физических лиц.

Впрочем, хотя крупные транспортные компании поддерживают этот законопроект, Правительство его одобрять не спешит. Ведь допуск на рынок должен в первую очередь обеспечить безопасность перевозок и «престиж» отрасли, в то время как специальный режим для «самозанятых» позволит не ограничивать число работающих, а получить больше налогов в казну.

источник: http://tranzit-ufa.ru