Автоэлектрика

В статье сравниваются автолампы накаливания и светодиодные лампы для габаритных огней. Приводятся правила выбора светодиодных ламп в ходе замены ламп накаливания и результат испытаний светодиодов на соответствие требованиям ПДД.

Автолампы являются элементом автомобильной светотехники и используются для освещения дороги, обозначения габаритов транспортного средства, сообщения участникам движения о маневрах водителя. При этом из всех автомобильных запчастей чаще всего выходят из строя именно лампы накаливания. Причина такого ускоренного износа кроется, прежде всего, в жестких условиях эксплуатации этих элементов, а практика показывает, что из строя выходит как отечественная, так и зарубежная продукция. Тряска, скачки напряжения в бортовой сети автомобиля, резкий перепад температур только ускоряют старение и обрыв нити накаливания.

Зимой автолампы приходится менять чаще. Не выдерживает застывшая на морозе тоненькая нить накала резкого нагрева при включении. А постоянное включение-выключение заставляет работать автолампы в поворотниках на предельных режимах.

Альтернативой лапам накаливания могли бы стать светодиодные лампы. Полупроводниковая лампа лишена недостатка, сокращающего срок жизни лампочки накаливания, – у нее нет нити накаливания. Светодиодные лампы, применяемые вместо автомобильных, отличаются более высокой яркостью и низким энергопотреблением, а срок их эксплуатации увеличен до пятнадцати лет. Современные иномарки в большинстве своем уже на заводе-изготовителе комплектуют полупроводниковыми светодиодами.

Российский автопром по традиции не балует отечественного автолюбителя. Рынок, в отличие от автопрома, предлагает замену штатных ламп накаливания импортными светодиодными лампами для габаритных огней. Выбирая на замену штатной автомобильной лампе светодиодную, следует помнить, что «габаритники» обеспечивают активную безопасность автомобиля, но, к сожалению, не все светодиодные лампы отвечают требованиям международной конвенции ЕЭК ООН № 112 и соответствующим правилам дорожного движения. А штатные автомобильные лампочки для габаритных огней практически всегда удовлетворяют ПДД, а именно – равномерно распространяют световой поток на 180 градусов. Светодиодные лампы, в отличие от штатных автомобильных, должны быть оснащены рассеивающими рефлекторами или линзами, так как полупроводниковая излучающая матрица формирует световой поток в одном направлении.

Журнал «АвтоМир» провел испытания, и по их итогам получилось, что опасно использовать в габаритах King QY9.5 – у этого светодиода разворот светового потока 120 градусов. Остальные светодиоды гораздо лучше справляются с задачей.